История текстиля от античности до XIX века: лекция Татьяны Лехович
В Центре Дизайна Мануфактура 5 прошла встреча с Татьяной Лехович — кандидатом искусствоведения и старшим научным сотрудником Эрмитажа.
В трехчасовой лекции Татьяна поделилась с гостями нашего дизайн-лектория интереснейшей информацией об истории текстиля различных эпох.

Об античности
Льняное полотно и шерсть — одни из первых материалов, созданных человеком, их появление датируется VIII-III тысячелетиями до н.э. Натуральный текстиль встречался в Древней Греции, Риме и Египте. Ткани изготавливались вручную, шерсть овец и коз обрабатывали и сплетали в полотна.
Византия текстильная
В 6 веке н.э. Юстиниану I удалось получить у китайцев тутовых шелкопрядов и технологию выращивания шелка. С начала VI века Византия активно развивает собственное производство шелка-сырца. На базовые цвета того времени влияет набирающее популярность христианство. В палитре интерьерного декора используют белый, желтый и зеленый. Синий и черный цвета приходят в интерьеры значительно позже, только к средним векам.
В Византии очень популярен тип композиции «картуш», который сохраняется даже после появления станков для производства гладких тканей.
Когда Византийская империя практически достигла своего заката, мастера-ткачи массово переселялись на юг Италии, унося с собой секреты производства текстиля. Именно они дали толчок масштабному ткачеству периода Ренессанса.

Романское Средневековье
В этот период основными тканями в Европе остаются шерсть и лен. Под влиянием византийских ткачей в Италии формируется свое производство шелка-сырца. К XIV веку Италия уже выходит на передовые позиции текстильного производства в Европе. Однако текстиль того времени является дорогим и непростым в уходе материалом, поэтому в интерьерном декоре используют в основном имитации тканей и фрески, которые будут популярны вплоть до XVI века.
Создать имитации драпировок в соборах и дворцах было значительно дешевле, чем повесить настоящие ткани. Текстиль был признаком очень высокого уровня дохода, он использовался для оформления торжественных мероприятий знати, например, для украшения свадеб.
Итальянский Ренессанс: бархат, филе, гранат
Текстильное производство этой эпохи приравнивается к высоким технологиям. Выпуск тканей был так же сложен, как, например, производство двигателя самолета в наше время.
В период с XIII по XIV век на севере Италии — во Флоренции, Генуе, Венеции — формируются новые центры производства тканей. К середине XV века Италия уже лидирует по объему текстиля и количеству ткацких и шпалерных мастерских. В это же время активно развивается производство бархатных тканей. Итальянцы первыми в Европе отработали технологию гладкого разрезного бархата.
В XVI веке появляется ажурная вышивка, которая спустя десятилетия эволюционирует в кружево. В интерьеры приходит шитье на филейной сетке или филейное кружево, которое предназначено в основном для постели и предметов интерьера.
Все узоры XV-XVII веков вращаются вокруг христианской символики. Одним из популярных рисунков того времени стал гранат в различных вариациях — символ церкви и Девы Марии. В ту же эпоху в интерьеры возвращаются басонные изделия, которые были популярны в античности и пришли в упадок в период средневековья. Они будут востребованы в декоре вплоть до XIX века.

Колониальный стиль, частная жизнь и дешевый хлопок
В XVIII веке в Европу хлынул поток колониального товара из восточных стран. Всевозможный декор, ковры и ткани пользуются колоссальным спросом у европейцев, а в мастерских, тем временем, изучают азиатские орнаменты и выпускают «пиратские» версии заграничных товаров. Европу захватывает стиль шинуазри.
К середине XVIII века постепенно меняется тип архитектуры, уходит необходимость больших помещений, а люди впервые начинают задумываться о частной жизни и комфорте, поэтому в интерьерах появляется диван как достаточно интимный предмет мебели.
Во второй половине XVIII века французы совершенствуют технологии производства тканей: текстиль становится шире, выпускается большими партиями, у архитекторов появляется возможность драпировать помещение. В моду входит неоклассицизм.
В этот же период завершается война за независимость США, и южные штаты начинают культивировать хлопок. Его меняют на африканских рабов и активно поставляют в Европу. Хлопок становится доступной и обиходной тканью, которой он является сегодня.

Величественный Ампир
В начале XIX века к власти во Франции приходит Наполеон. Чтобы поднять текстильную промышленность, пришедшую к тому времени в упадок, он издает указ, который запрещает использование иностранных тканей во Французском дворе. Исключение составили только кашмирские шали, которые любила Жозефина.
Узоры того времени продолжают меняться и становятся более графичными, появляется много гладких тканей, отделанных бордюрами. Изобретение жаккардового станка приводит к падению цен на французский текстиль. В интерьерах появляется Ампир – стиль обильных драпировок.
Романтизм и уют: бидермейер
После окончания наполеоновских войн в 20-30-х годах XIX века общественный интерес разворачивается в сторону романтизма. Люди устали от войны, поэтому особенно ценят удобство и уют в интерьере. Полы застилаются мерными коврами, появляются новые формы мягкой мебели. Удобный немецкий стиль бидермейер проникает в дома европейцев того времени, а люди все чаще задумываются о приватной жизни и индивидуальных пространствах.
Полную лекцию Татьяны Лехович «Текстиль и исторические стили» можно посмотреть в записи на YouTube канале Ампир Декор.

          