Надежда Лашку: жизнь и дизайн не по шаблону
Её искренность и теплота сразу вызывают ответное доверие. А рассказ о себе переворачивает стандартное представление о пути в профессию.

С детства хотела жить творчеством
Институт (Кишиневская Академия Музыки, Театра и Изобразительных Искусств — прим.) был выбран мной осознанно. В детстве я делала из картонных коробок кукольные домики себе и подружкам. Там были и занавесочки, и мебель. Когда мы моей дочке купили роскошный дом Барби, то я поняла, что все то же самое вырезала ножничками из картона в детстве.
Родные не поняли мою честность
В первый год я не поступила в институт из-за своей честности. Шел экзамен по рисунку, и две девочки за моей спиной громким шепотом обсуждали, чей папа и сколько заплатил за поступление. Мол, какие тут все дурочки: стоят рисуют, хотя все уже решено. Я настолько оскорбилась такой несправедливостью, что встала и вышла из аудитории. Меня не поняли все мои родные. Мой дядя на тот момент был главным архитектором Кишинева. Он сказал мне, что это было недопустимо. Неважно, что ты слышишь вокруг себя, нужно идти к своей цели.
Неважно, что ты слышишь вокруг себя, нужно идти к своей цели.
Сделанное назад вернуть невозможно, мой экзамен был аннулирован. Решила стать модельером и поступить в технологический техникум на конструктора-модельера одежды. Рисунок и сочинение сдала на отлично. Третьим экзаменом была математика. Но, видимо, стезя человека прописана свыше. Математику я провалила. Если бы я сдала тот экзамен хотя бы на троечку, то пошла в другую область. Было бы не хуже. Было бы по-другому. Но хорошо, что меня тогда туда не взяли. Потому что на сегодняшний день я поняла, что действительно люблю интерьеры. Люблю их придумывать и создавать. Это то, чем я живу.
Поговорка «если вы будете заниматься любимым делом, вы не будете ни дня работать» – это про меня.
Для меня работа – это огромное удовольствие и награда за мой труд.
Из студенчества в серьезный бизнес
Студенческие годы – это творчество, безбашенность в действиях и поступках. Это время, когда я выпестовывала свою фантазию. Конечно, факультет декоративно-прикладного искусства дал многое. Как прикладник я могу все: рисовать, клеить, лепить, моделировать, шить и вязать. К сожалению, тогда все эти навыки были никому не нужны. Было время масштабных изменений такой страны как СССР, неопределенности и колбасы, а не арт-декора. Параллельно занятиям в институте пришлось дополнительно учиться на разных курсах и искать себе применения в других сферах, чтобы помогать своей семье. Я училась и работала.
В Москву прилетела на второй день после путча
В тот период я работала в одной из крупнейших молдово-израильских компаний и была приглашена в Москву работать в их представительстве. Ехала с ощущением любопытства и жаждой нового. Была уверенность, что сил хватит, справлюсь со всем, а если что-то не получится, мне всегда есть, куда вернуться.
Я увидела взъерошенный, серый, слегка тревожный город. Самое сильное впечатление — обгоревший Белый дом с выбитыми стеклами. Сейчас могу абсолютно уверенно сказать, что я люблю этот город. Для меня он оказался очень строгим, но справедливым учителем. Москву каждый воспринимает по-своему, пропуская все события через собственную призму. И, по большому счету, здесь все складывается так, как ты этого заслуживаешь.

В первые годы в Москве я не знала, что такое снимать жилье. У меня была прекрасная служебная квартира, собственный водитель. Четыре года я жила в режиме перелетов Израиль-Европа-Кишинев-Москва. Это были хорошие продуктивные годы.
Когда я объявила, что ухожу со своей должности с очень высокой зарплатой, чтобы стать дизайнером интерьера, мой иностранец-шеф и наставник покрутил пальцем у виска.
Я сказала ему, что я художник, у меня неудовлетворена душа. Да, есть деньги. Но нет удовлетворения от жизни. На что он ответил, что лучше быть специалистом с хорошей зарплатой и неудовлетворенной душой, чем голодным художником.
Я из тех людей, которые меняют благосостояние на эмоции. За все 17 лет, с момента ухода из иностранной компании, я ни разу не пожалела о своем решении.
Всегда найдутся люди, которые тебе помогут
Однажды мы с подругой решили сходить на экскурсию в Алмазный фонд. Тогда туда пускали только группами. Мы приехали на такси, но водитель высадил нас не с той стороны, и пришлось бежать через какие-то переходы, чтобы не опоздать. Моя беда по жизни – это лестницы. Они меня не любят — я им отвечаю взаимностью, и, как результат, регулярно на них падаю. Тогда я тоже упала, очень сильно разбила коленки. Боль была жуткая, кровь текла не переставая. Уговорили продавщицу какого-то магазинчика меня впустить, чтобы я смогла смыть кровь, купили новые колготки.
Когда мы доковыляли до Алмазного фонда, группа, естественно, уже ушла. На входе стоял милиционер, и мы бросились к нему: «Пожалуйста! Впустите! Нам очень надо!» Он долго на нас смотрел, а потом, глядя на мои раненые коленки, сказал: «Ну, раз вы так любите искусство, заходите».
Тогда я поняла, что в жизни возможно всё. Всегда можно достичь цели, и всегда найдутся люди, которые тебе помогут.
Международная Школа Дизайна с отличием
Училась с большим желанием, знания легли на благодатную почву. Сразу пошла практика, которая закрепила полученное и выявила недостающее. Вдобавок, я очень удачно напросилась в подмастерья к одному итальянскому дизайнеру, который работал в Москве.
Я заезжала к нему в крошечную студию. Кисточки, образцы тканей, обои, каталоги, лепнина — это был хаос, в котором было удивительно хорошо и интересно. Да, меня это заворожило. Ездила смотреть, как он работает на объекте, и была впервые впечатлена таким материалом как наша береза. Прекрасный материал, с удивительно чистым цветом древесины. Заказчик коллекционировал советскую керамику, и итальянец делал для коллекции стеллажи из березы.
Мне нравилось смотреть и впитывать, как этот человек работает. Как мне казалось, у него не было никакой структуры. Все было хаотично, но когда я увидела финальный результат, это было ошеломляюще. Как всё четко и красиво одно оказалось подогнано к другому.

Стажировки в Европе: не смешивать дизайн и декораторство
Стажировалась в Италии в частном архитектурном бюро в Риме и во Франции, в Париже в école Camondo. На тот момент там директорствовала одногруппница Филиппа Старка, что накладывало особенной отпечаток на учебный процесс. Было интересно. Запомнились музеи, студии декораторов и архитектурные мастерские, где мы слушали лекции, походы в антикварные магазины к потомственным семьям антикваров и блошиные рынки.
Из своей дизайнерской практики и стажировок могу сказать, что в Европе понятия «дизайн» и «декораторство» не смешиваются.
У нас считается, что дизайнер — это универсал, который создаст планировку, разведет розетки и выключатели, разместит сантехнику, подберет материалы и расставит мебель.
Этого в европейской практике, в таком виде как у нас, нет. Если вы хотите изменить уже существующее жилье без серьезных инженерных решений, то вы идете к декоратору. Он подберет краску, текстиль и декор. Если речь идет о серьезной работе, то сначала вы идете к архитектору, потом к электрикам, потом к сантехникам — и это всё абсолютно разные истории. Декоратор будет лишь украшать готовое внутреннее пространство.
У нас же инженеры делают свои инженерные проекты на основе наших дизайнерских проектов. Они получают руководство к действию от нас. И на основании того, что мы сказали, где и что будет располагаться, они и делают свой проект.
Эта многофункциональность оттачивает мастерство. Поэтому наши, по-настоящему грамотные дизайнеры, часто бывают гораздо круче европейских декораторов. Они многограннее и профессиональнее. С точки зрения сочетания тканей, подбора материалов и цветов европейцы, конечно, могут нас превосходить. Можно сказать, они это впитывают с детства, с молоком матери. Мы этому только учимся. Через пару поколений догоним.

В Москве работать интереснее, чем в Дубае или Лондоне
География моих зарубежных проектов не так обширна. Был проект в Дубае, еще один в Лондоне. В Дубае все предсказуемо: классика и больше золота. Это дань, которую надо отдавать менталитету и образу жизни. Человек обязан соответствовать среде, в которой живет. В Лондоне подход к декорированию жилища проще, чем у нас.
В Болгарии я делала проект в комплексе апартаментов на побережье, рядом с городом Бургас. Там тоже все было изначально понятно: квартира для отдыха, легкая морская тематика. Заказчица уже третий год пишет мне письма и благодарит за то, как ей комфортно жить в квартире. Могу сказать, что на мой взгляд, самая интересная работа всё равно здесь, в России, в Москве.
Западные тренды не всегда эталон

Многие дизайнерские тренды прошли через нашу жизнь волнами, не затронув её сути. Американская классика, скандинавский стиль — всё это нахлынуло и отхлынуло. Потому что нашим людям всё равно требуется праздник, фейерверк впечатлений. У меня была заказчица, жена генерала, которая говорила: «Хочу такой интерьер, чтобы Люська Переверзева сдохла от зависти».
И в этом тоже есть мы. Фраза «чтобы соседи умерли от зависти» определяет чаяния множества заказчиков.
Полистайте наши журналы и европейские. Сравните. Вы увидите, насколько наши интерьеры брызжут изобилием деталей. Да, кто-то это воспринимает как «дорого-богато». НО большинство людей хотят сделать свою жизнь лучше, дом красивее. Они имеют на это полное право. И тут уже уместно напомнить, что о вкусах не спорят. Моя задача как дизайнера, применяя свой опыт и знания, сделать интерьер максимально комфортным для заказчика, чтобы он его радовал. Ведь ему там жить.
Давайте начистоту: наши люди практически не приживаются в минималистичных интерьерах. Представьте себе семью с двумя детьми, с собакой-кошкой в минималистичном интерьере.
Кто будет там натирать эти стеклянные столы и зеркала и содержать всё в идеальном порядке? Когда дети носятся по квартире как оголтелые наперегонки с собакой или кошкой, а к ним еще и друзья из школы приходят. А малыши, которые любят разложить везде свои игрушки, порисовать на обоях или за занавеской? И это правда нашей жизни.
Да люди меняются, подрастает новое поколение. Спокойные минималистичные интерьеры встречаются всё чаще. Но они холодные. Я бы там не смогла жить, моя семья не смогла бы там жить.
В моем понимании дизайн бессмыслен без ощущения домашнего уюта. В квартире должно хотеться плюхнуться на диван, закутаться в плед, налить чай и смотреть телевизор или читать книгу.
И это совсем не про сдержанные интерьеры в серо-белых тонах, где стекло и металл и пустые стены.

Цветы – это жизнь
Всегда стараюсь включать в интерьеры как можно больше живой зелени. Хотя люди боятся, переживают. Но сегодня есть горшки с автополивом, так что растения не умрут, если вы уедете на пару недель. Это красиво, это действительно жизнь, воздух. Я выросла в стометровой квартире, и моя мама, умничка, обожала и разводила домашние цветы и растения. Я никогда ей не рассказывала, что подстригала её аспарагусы, чтобы делать букеты понаряднее на дни рождения. А то купишь три гвоздики, на них без слез не взглянешь. Я приходила домой и отстригала веточки аспарагуса в букет. Мама потом недоумевала: что с растениями? Почему они редеют?
Блиц Надежды Лашку:
Дизайн-проект для пары с детьми или для одиночки?
Интереснее работать, когда есть дети. И животные. Один пес ест пробковое покрытие, а другой нет. Это надо учесть. И когда в семье есть дети, в интерьере обязательно надо учитывать их интересы. Я делала проекты для свободных молодых людей, бизнесменов. Это хорошие, классные интерьеры. Но они еще не наполнены жизнью на сто процентов. Потому что когда пробежится ребенок: тут пыль столбом, тут футболка на люстре, – вот это жизнь.
Скетчинг или 3D?
3D. Cкетчинг я делаю для себя. Я его люблю: могу от руки, могу на Ipad. Это первая мысль, идея или задание визуализатору. Но для представления проекта заказчику выбираю 3D. Безусловно, есть много коллег, которые предпочитают эскизы ручной подачи. Однако реальность сегодняшнего дня такова, что клиент лучше понимает 3D. Поэтому я изучила и много лет работаю в ArchiCAD, владею 3ds MAX. К сожалению, многие заказчики не понимают коллажи и мудборды. Они больше популярны среди дизайнеров, творческих личностей.
Участвовать в дизайн-конкурсе или быть в жюри?
Если будет интересный конкурс, я обязательно захочу поучаствовать. Если речь о начинающих дизайнерах, с удовольствием буду в жюри. Но только, если в конкурсе нет имен. Мне нравится честность, а честность заключается в непредвзятом отношении. Когда есть имена – это уже предвзятость. Не секрет, что в действующей модели, как только люди размещают свои работы, начинается обзвон знакомых и клич по соцсетям: «Голосуйте за меня». И это уже не про честность. Собрать таким образом полторы тысячи голосов, чтобы тебе вручили диплом? Не хочу.
Хаос или структурированность как творческий метод?
Структурированность. Хотя мой рабочий стол – это хаос, в котором разбираюсь только я. Жесткая структура – удел больших архитектурных бюро и дизайн-студий, где работает 20 человек, и у каждого своя миссия. Я остаюсь в статусе частного дизайнера, маленького дизайн-бюро. Потому что считаю, что для меня лучше взять несколько проектов и качественно их отработать, вкладывая душу и время, чем ставить всё на поток.
Когда дизайн становится бизнесом, никто не слышит душу человека, не пытается сделать хорошо именно для него. Идут проторенными дорогами, используют готовые блоки.
Из одного проекта вынули деталь, в другой вложили. Начинается компиляция предметов, типовое решение задачи. Дизайн теряет статус индивидуальности. Поэтому я не гонюсь за объемом. Я люблю творить, и мне комфортно в этом.
Учиться или учить?
Все, что связано с лекторством и выступлениями, появилось в моей жизни в последние полтора года. Я поняла, что опыт накоплен в таком количестве, что пора им делиться. Сама до сих пор прохожу массу разных курсов. Обязательно стараюсь проводить сравнительный анализ между своими действиями и тем, что происходит в сфере дизайна или у моих коллег: что появляется нового и интересного, что подходит, а что нет, что можно взять на вооружение, а что я делаю лучше. Иначе происходит профессиональное выгорание: ничего не вдохновляет, не впечатляет, не наполняет. А всё, что улучшает нас как профессионалов, улучшает и качество наших услуг.
Пока я люблю свое дело, и пока есть, чему учиться, я расту!
Мастер-классы Надежды Лашку:
«Правовые взаимоотношения дизайнера с заказчиком».
«Эргономика пространства для новоселов и начинающих дизайнеров».
«Организация гардеробных комнат и систем хранения».
«Организация ванных комнат и санузлов».