На лекцию в Мануфактуре 5 владелец ателье ковров ручной работы The Rug One привез чемодан с десятками образцов.

Как не ошибиться при подборе ковра в интерьер? Опыт Евгения помог собравшимся разобраться в ковровом многообразии и сформулировать основные принципы оценки этого вида декора.

лекция Евгения Шутко "Ковер ручной работы. Секреты мастерства"
лекция Евгения Шутко «Ковер ручной работы. Секреты мастерства»

Самое главное:

Качество ковра ручной работы оценивается по трем критериям: материал – количество узлов на квадратный метр – эстетическая ценность рисунка. Последний параметр субъективен, но первые два важны бесспорно.

Первое упоминание о коврах датировано 16 веком до нашей эры. Им уже 3600 лет! Старейший из сохранившихся ковров найден на Алтае. Он относится к 5 веку до нашей эры.

Разница материалов: от шелка до полиэстера

Разумеется, элитой коврового мира считаются ковры из шелка. Чем тоньше нить и меньше узелки, тем красивее и детальнее получается узор. За шелком следуют ковры из шерсти. В современном ковроделии для удешевления часто используют бамбук, вискозу и полиэстер.

лекция Евгения Шутко "Ковер ручной работы. Секреты мастерства"
образцы ковров из коллекции Евгения Шутко

Бамбуковый шелк представляет собой нити из бамбука, которые вымывают до блеска в специальных растворах. При внешней красоте такие ковры менее долговечны, их ворс быстрее редеет.

лекция Евгения Шутко "Ковер ручной работы. Секреты мастерства"

Определить материал ковра поможет… зажигалка. Метод известен всем профессионалам, работающим с тканями. Достаточно поджечь пару нитей и посмотреть, как они плавятся. Многое расскажет и запах: у полиэстера и бамбука он сильный и неприятный.

Узел персидский, турецкий и тибетский

Вязание узелков на нитях основы является самой кропотливой частью работы по созданию ковра. Опытный мастер за день вяжет 10 тысяч узелков, тратя три секунды на каждый.

Хорошим считается ковер, в котором плотность вязания составляет порядка 300 тысяч узлов на квадратный метр. Ковры-«миллионники» относятся к эталонным. Их создание может занимать до двух лет.

Основными видами ковровых узлов являются персидский, тибетский и турецкий. Последний считается наиболее прочным.

лекция Евгения Шутко "Ковер ручной работы. Секреты мастерства"

При создании большинства дизайнерских ковров используется тибетский узел: нити одного цвета оплетают основу и металлический прут, а при разрезании плетение превращается в ворс. На лицевой стороне таких ковров остаются характерные линии от разрезания ворса. Максимальное качество, которого можно достигнуть при использовании этой техники — 300 тысяч узлов на квадратный метр.

Интересный факт:

Все ковры ручной работы обязательно отмывают: в течение нескольких часов льют на них воду и трут железными или деревянными швабрами. Такое мытье убивает паразитов, вымывает пыль, скопившуюся за время вязания, и придает покрытию блеск. После мытья и сушки ковры выстригают – придают нужную высоту ворсу. Иногда мытье и стрижку чередуют.

лекция Евгения Шутко "Ковер ручной работы. Секреты мастерства"

Ковры без узелков: тафтинг

Хотя встреча была посвящена коврам ручной работы, несколько слов Евгений сказал и о распространенной технике тафтинга. Это полуручное производство, где за нитями основы идет клеевой слой, через который вставляются нити ворса. Ворс держится не за счет узелкового крепления, а за счет удержания в клеевом слое. Клеевую основу с обратной стороны закрывают тканью. Подобные ковры могут быть достаточно плотными, однако следует учесть, что их лучше не использовать на теплых полах: они не пропускают тепло, и от нагревания клеевой слой портится.

Ковры ручной работы из коллекции Евгения Шутко:

Самая интересная часть любой лекции – демонстрация образцов. Огромный чемодан Евгений разгружал постепенно, передавая принесенные сокровища по рядам слушателей.

лекция Евгения Шутко "Ковер ручной работы. Секреты мастерства"
лекция Евгения Шутко «Ковер ручной работы. Секреты мастерства»

Для начала участники смогли воочию убедиться в разнице между шелковой и шерстяной пряжей. Шелк – наиболее мягкий и приятный на ощупь материал. Следует учитывать, что нити машинной пряжи окрашиваются ровнее. Из них получаются ковры с четкими линиями, уместные в классических интерьерах. А вот в деревянных домах, наоборот, эффектнее выглядят ковры, связанные из шерсти ручной пряжи. В них больше цветовых нюансов.

лекция Евгения Шутко "Ковер ручной работы. Секреты мастерства"

Коронным номером лекции стала демонстрация 150-летнего иранского ковра из шерсти. Он не утратил яркости красок, даже несмотря на свою непростую историю.

Уникальные ковры в Москве: The Rug One

Страны с многовековыми традициями ковроделия – это Иран, Индия и Пакистан. Последние тридцать лет ковроделие распространилось и в Непале. Лучшие ковры производятся даже не в определенных регионах, а единичных деревнях, где сохранены семейные традиции. Каждый раз исполнителей следует искать под конкретную задачу: есть мастера, чьи пальцы великолепно чувствуют шелковую нить, но не справятся с шерстью.

лекция Евгения Шутко "Ковер ручной работы. Секреты мастерства"

Ателье The Rug One в Москве уникально тем, что разрабатывает авторский дизайн, отличающийся от масс-маркета, подбирает материалы и технологию, а потом поручает заказ тем мастерам, кто действительно способен создать ручной шедевр.

Гордость Евгения Шутко – шелковый ковер под миллион узлов на квадратный метр, созданный The Rug One. Второго такого нет во всем мире!

лекция Евгения Шутко "Ковер ручной работы. Секреты мастерства"
лекция Евгения Шутко «Ковер ручной работы. Секреты мастерства»

В завершении лекции гости Мануфактуры 5 смогли получить в подарок книгу Евгения Шутко «Ковер ручной работы. Правильный выбор».

лекция Евгения Шутко "Ковер ручной работы. Секреты мастерства"

Благодарим Евгения за интересный разговор, продемонстрировавший искреннюю увлеченность и отличное знание своего дела. До новых встреч в дизайн-лектории!

Репортаж о Евгении Шутко на НТВ: